Неоклассицизм и его творения
Древнюю Грецию по праву называют «колыбелью цивилизации». Она подарила миру замечательные памятники искусства и архитектуры. Не удивительно, что эстетика и каноны античности стали основой явления, охватившего большую часть Европы в XVII-XVIII веках, – классицизма. Спустя столетие начинается новый виток развития направления и стиля, получившего своё название, – неоклассицизм.
Западный неоклассицизм
В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько направлений, начиная от стиля ампира и заканчивая поздним бидермейером.
Особенности архитектуры
Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.
Чем отличается неоклассика от классицизма
Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него.
Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:
изящность; лёгкость; прямолинейность. Кризис модерна: отличия от классического
Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:
отказ от прямых линий и углов; использование новых технологий и материалов (стекло, металл); сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений; акцент на интерьере; излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов. Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.
Ретроспективизм или сталинский ампир
В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.
Новые взгляды на архитектуру
Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников. Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции. И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.
Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.
В последствии появился стиль конструктивизм. Он возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия. Конструктивизм в архитектуре, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения.
Интерьер
Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, голубой.
Для расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы – из плотных шёлковых тканей с драпировками и жабо. Важные детали – полукруглый ламбрекен и резные карнизы. Убранство комнат изящное, благородное, без излишеств; главенствуют античные рельефные формы.
Напольное покрытие – истинное произведение искусства. Главным образом – это паркет редкостных пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке – лепнина, превращающая помещение в дворцовый зал.
В отличие от «старого» классицизма, мебель более изящна, нежных тонов, гармонирует с общим декором комнаты. Предметов мебели немного, чтобы не перегрузить общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, буфеты с фарфоровыми элементами, бюро-цилиндры и секретеры удобны и функциональны.
Для отделки мелких деталей (ручек, замков, скульптур) используется бронза; это гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры – из мрамора. Дополняют уют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.
Искусство: представители стиля
Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм.
Живопись
Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.
Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.
Скульптура и декоративное искусство
Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны.
Музыка
Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.
Литература
В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.
Деятели
Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:
Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура. Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура. Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) – живопись. М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка. П. Пюви де Шаванн
Французский неоклассицизм и романтизм Жака-Луи Давида
Выводы
Итак, неоклассицизм, как эстетическое направление и стиль, продолжил традиции, начатые академическим классицизмом, но внёс в него больше лёгкости, изящности, а также новые формы и интерпретации. Оформить современный интерьер в светлых тонах в духе неоклассицизма можно и сейчас, в наше время. Ведь красота и изящество, благородство и традиции всегда остаются в моде. А дизайн гостиной фотообоями с иллюстрациями неоклассиков только поддержат дух тех времен.